Электрическая схема автомобиля

На сегодняшний день автомобиль давно перестал быть роскошью в семье. Сегодня личное транспортное средство стало неотъемлемой частью рабочего дня любого делового человека. Для одних – это незаменимый помощник, который зарабатывает деньги, для других – еще один член семьи, требующий постоянных денежных отчислений. Хорошо, когда автомобиль новый и беспроблемный. Нет необходимости его ремонта, головной боли о замене фильтров, масла, развал-схождения и т.д. К сожалению, не многие из нас готовы прямо сходу пойти и купить новый автомобиль с салона. Вот и приходиться сталкиваться с различными проблемами его реставрации и ремонта. И хорошо, когда есть средства для его починки профессиональными автослесарями (хотя, если бы они были – был бы новый автомобиль), но когда и их нет в наличии, мы, закатив рукава, начинаем собственными силами и силами друзей и знакомых разбираться в собственном автомобиле. Одна из объемных тем, которая требует подробного разъяснения – это электрическая схема автомобиля. Действительно, будь Вы владельцем стареньких «Жигулей» или новенького Мерседеса, рано или поздно приходится сталкиваться с заменой предохранителей, ремонтом силовой проводки или обновлением сгоревших ламп. Что ни говори, а электрической схемотехники в автомобиле довольно-таки много и не важно старый он или новый, отечественный или иномарка. Конечно, охватить весь автопром невозможно, описывая электрическую схему автомобиля в одной статье, поэтому мы решили рассказать о работе электрической части отечественного автомобиля, а так же рассказать об электронике импортной иномарки. Модели будем описывать не новые, для простоты понимания. Отдельное внимание уделим отдельным электрическим датчикам и узлам, а так же рассмотрим их работу и проверку на работоспособность, дабы автолюбитель, которого неожиданно встретила неприятность на дороге, мог быть готов к ее решению и устранению. Для этого в арсенале ремонтного дорожного инструмента у каждого автомобилиста должен быть как минимум самый дешевый китайский тестер, который сможет проверить цепь на предмет короткого замыкания, сопротивление контактов датчиков и текущее напряжение.

Электрическая схема автомобиля ВАЗ-2108

На рисунке представлена электрическая схема автомобиля ВАЗ-2108. На первый взгляд может показаться, что электрическая схема сложна и запутанна, на самом деле это не так. К тому же, у этой модели автомобиля электрическая схема считается одной из самых простых и понятных. Для понимания работы электрической части отечественного автомобиля пройдемся по нумерации и назначению элементов схемы. Все электрические соединения схемы для наглядности обозначаются проводниками различных цветов. Если провода идут в жгуте (а в автомобиле вся проводка идет жгутами), то они обозначены серыми линиями с диагональной полосой. Данное утверждение применительно только к этой схеме. Электрической схеме автомобиля другой модели необходимо смотреть свою цветовую маркировку проводников.

1. Блок-фара – содержит в себе 3 лампы: лампу ближнего/дальнего света с двумя нитями накала, лампу габаритного освещения и лампу указателя поворотов. Сюда приходит только управляющее положительное напряжение. Масса берется непосредственно с корпуса автомобиля. При возникновении проблем со светом (мигает, горит тускло или постоянно перегораю лампочки, то массу проверять в первую очередь).

2. Электрические постоянные двигатели очистителей фар (присутствуют не во всех моделях, в основном в экспортном варианте).

3. Концевой выключатель подкапотной лампочки, которая загорается при его открытии.

4. Звуковой клаксон (звуковой сигнал). При выходе его из строя необходимо проверять реле, которое им управляет, а так же соответствующий предохранитель.

5. Электродвигатель постоянного напряжения, на шкив которого надевается вентилятор охлаждения радиатора. При достижении температуры охлаждающей жидкости до критической отметки, срабатывает датчик включения электродвигателя, который замыкает 86-й контакт реле на массу. Реле соединяет 87 и 30 контакты, вентилятор начинает работать. Как только температура понижается, датчик размыкает управляющие контакты, и вентилятор прекращает свою работу. Положительное напряжение с генератора поступает на реле с контактной группы замка зажигания.

6. Датчик температуры мембранного типа, управляющий работой вентилятора охлаждения.

7. Трехфазный генератор, вырабатывающий в зависимости от своих оборотов положительное напряжение значением 13,8 – 15 Вольт. Для выпрямления внутри его собрана из диодов схема Ларионова.

8. Электромагнитный клапан, управляющий включением омывателя фар.

9. Электромагнитный клапан, управляющий включением омывателя заднего стекла.

10. Электромагнитный клапан, управляющий включением омывателя ветрового стекла.

11. Свечи зажигания (по одной на каждый цилиндр). Важный элемент возгорания смеси. От их состояния зависят динамические характеристики автомобиля, а так же расход топлива.

12. Прерыватель-распределитель зажигания, управляющий возникновением импульсов тока и появления искры на свечах зажигания в определенный момент времени (актуален для карбюраторных двигателей).

13. Катушка зажигания, в которой преобразуется напряжение бортовой сети в высоковольтные разряды, необходимые для искрообразования на свечах зажигания.

14. Концевой размыкатель подкапотной лампы.

15. Датчик, отображающий температуру охлаждающий жидкости.

16. Стартер – постоянный двигатель с ротором, который раскручивает маховик двигателя до образования искры на свечах зажигания. Необходим для того, чтобы завести автомобиль.

17. Аккумулятор – совместно с генератором образуют основной питающий элемент бортовой сети автомобиля.

18. Бочек с электронным размыкателем – поплавком. Датчик сигнализирует об отсутствии или малом уровне охлаждающей жидкости в системе автомобиля.

19. Коммутатор – подает на катушку зажигания управляющие импульсы, которые усиливаются катушкой зажигания и распределяются прерывателем на каждую свечу.

20. Датчик верхней точки поршня первого цилиндра (в инжекторных двигателях иномарок это магнитный зубец на маховике, либо отсутствие зубца).

21. Диагностический разъем для подключения специализированного оборудования.

22. Модуль управления электромагнитным клапаном в карбюраторе.

23. Реле, через которое подается напряжение от замка зажигания к стартеру в момент завода автомобиля.

24. Концевик, выключающий карбюратор.

25. Электромагнитный клапан в карбюраторе.

26. Датчик, сигнализирующий о малом давлении масла. Лампа на приборной панели свидетельствует о том, что необходимо срочно долить моторное масло.

27. Электродвигатель, включающийся при омывании стекол и нагнетающий омывающую жидкость.

28. Электродвигатель печки.

29. Специализированное сопротивление, изменяющее ток электридвигателя печки, и, соответственно, скорость обдува.

30. Переключатель скорости вентилятора печки. Он выведен на переднюю панель управления в салоне автомобиля.

31. Электродвигатель, управляющий дворниками, которые очищают лобовое стекло.

32. Прикуриватель, выведенный в салон.

33. Лампа, подсвечивающая рычаги управления печкой и отопителем.

34. Отдельная розетка, предназначенная для подключения выносной 12 вольтовой лампы.

35. Подкапотная лампа освещения.

36. Лампа, встроенная в вещевой ящик и загорающаяся при его открывании.

37. Монтажный соединительный блок с коммутационными клеммами и предохранителями.

38. Выключатель освещения электроприборов.

39. Концевой выключатель лампы стояночного тормоза. Обычно встраивается в его механизм.

40. Выключатель сигнала торможения (стоп-сигнала).

41. Подрулевой многофункциональный переключатель поворотов, омывания фар и переключения ближнего и дальнего света.

42. Кнопка – выключатель головного света.

43. Кнопка – прерыватель, задействующая аварийную остановку.

44. Выключатель задних противотуманных фонарей.

45. Предохранитель по цепи задних противотуманных фонарей.

46. Кнопка – выключатель обогрева заднего стекла.

47. Боковые лампы указателей поворота. Они запараллелены с передними и задними лампами.

48. Лампа внутреннего освещения салона автомобиля.

49. Разъем, подключенный параллельно лампе салона для дополнительного индивидуального освещения салона.

50. Выключатель освещения боковых стоек в салоне автомобиля.

51. Реле зажигания автомобиля. Довольно часто выходит из строя. Проверять в первую очередь, если автомобиль перестал подавать признаки жизни и не заводится.

52. Контактная группа замка зажигания.

53. Приборная панель, куда выведены основные приборы и сигнализирующие лампочки.

54. Концевой выключатель лампы, сигнализирующей о заслонке в карбюраторе (подсоса).

55. Задние фонари, содержащие по 5 ламп. Масса подключена аналогично передним фонарям к корпусу автомобиля.

56. Датчик поплавкового типа, указывающий уровень топлива в бензобаке.

57. Электродвигатель дворника заднего стекла.

58. Лампы освещения номерного знака, соединенные параллельно.

Эту или любую другую подобную электрическую схему автомобиля можно найти в сервисной инструкции по ремонту и обслуживанию конкретной модели, либо в интернете. Здесь мы рассмотрели сборочную обобщенную схему. Так же существуют электрические схемы автомобиля отдельных узлов, которые более подробно раскрывают суть работы электроники автомобиля. Для импортных моделей в основном все схемы указываются поблочно, либо поузловым чертежом.

Основные датчики системы управления двигателем и способы их проверки

Ниже мы рассмотрим основные датчики управления двигателем в автомобилях Daewoo. Подобное оборудование установлено на многих автомобилях, поэтому данный раздел будет актуален для большинства начинающих автомобилистов.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Данный термодатчик представляет собой термистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры. Зависимость изменения обратно пропорциональная. Чем выше температура, тем меньше его сопротивление. Проверяется он методом измерения сопротивления обыкновенным электронным тестером. Значения сопротивлений от температуры указаны в таблице.

В случае отклонения показателей от указанных значений в таблице, датчик будет врать. В этом случае его стоит заменить.

Датчик температуры воздуха

Датчик температуры воздуха вклеивается в воздушную гофру, идущую от воздушного фильтра в узлу дроссельной заслонки. По этому датчику компьютер автомобиля корректирует состав топливной смеси (соотношение воздух/топливо). Если он перестает работать, ЭБУ переходит в автономный режим. Увеличивается потребление бензина. По своей работе данный датчик похож на датчик температуры охлаждающей жидкости. У рабочего датчика сопротивление должно соответствовать указанным значениям из таблицы ниже.

Датчик положения коленчатого вала двигателя (ДПКВ)

Он установлен в непосредственной близости и коленвала. Реагирует на отметку шестерни коленвала. Его задача дать понять компьютеру положение поршневой системы. Он синхронизирует электронное управление частей двигателя с данными ЭБУ. Очень важный датчик. Без его регулировки или при его поломки автомобиль может перестать заводиться. Датчик 3-х выводной. На его выводах 1 и 2 значение сопротивления должно быть не более 500 – 600 Ом.

Датчик положения дроссельной заслонки

Часто из-за него (или из-за самой дроссельной заслонки) начинают плавать обороты холостого хода, либо они становятся завышенными или заниженными. Таких датчиков существует 2 типа: контактные и бесконтактные. Контактные датчики представляют собой обыкновенный потенциометр, бесконтактные – специальную электронную схему. Бесконтактные датчики более надежны, но привередливы к напряжению бортовой сети. На полностью закрытой дроссельной заслонке на двух крайних контактах из трех, его сопротивление должно быть 1 – 3 кОм. При ее проворачивании, сопротивление должно ПЛАВНО изменяться до 5 – 7 кОм. Резкие скачки или провалы свидетельствуют о неисправности датчика. Временно можно подпилить отверстия крепления до овальных форм и сместить датчик относительно своей оси. Таким образом, мы сместим его начальное положение. При этом необходимо обнулить данные бортового компьютера. Для этого на минуту сбрасываем плюсовую клемму с аккумулятора.

Датчик абсолютного давления (МАП-сенсор)

Присутствует как в автомобилях с инжекторным двигателем, так и в установках ГБО. Чаще всего он устанавливается в моторном отсеке на переднем щитке. Этот датчик необходим для определения изменения давления во впускном трубопроводе в зависимости от текущей нагрузки и частоты вращения коленвала. На него приходит напряжение питания 5В. и снимает данные о текущем давлении. Датчик герметичен, так как через него проходит воздушная система двигателя. Внутри стоит сопротивление с лопастями. В зависимости от разряжения лопасти изгибаются, изменяя значение сопротивления. По изменению напряжения на выходе датчика компьютер понимает, какое количество воздуха поступает в двигатель и регулирует постоянный состав смеси. При включенном зажигании на крайних контактах должно приходить его напряжения питания 5В. Со среднего контакта снимается сигнал, напряжение которого на холостом ходу должно составлять около 1,3 В.

Датчик скорости автомобиля

Вкручивается в коробку передач. Функционально работает как датчик Холла. На электронный блок управления (ЭБУ) этот датчик передает импульсные сигналы, частота которых прямо пропорциональна скорости вращения передних колес автомобиля. Для его проверки нужен осциллограф. Обычным тестером проверить невозможно. В самом худшем варианте показания спидометра будут врать, либо спидометр не будет показывать скорость автомобиля. На работу двигателя данный датчик не влияет.

Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд)

Датчик, от которого зависит количество топлива, подаваемого в двигатель. Установлен датчик в выпускном коллекторе. Его задача состоит в измерении количества кислорода в отработанном газе (выхлопе). С помощью его значений ЭБУ регулирует состояние топливо-воздушной смеси. При его неисправности увеличивается расход топлива, появляются рывки, а так же ухудшаются показатели токсичности выхлопа. Его неисправность определяется при проведении компьютерной диагностики автомобиля.

Ссылка на основную публикацию